Самой важной составляющей карбюратора скутера является так называемая трубка Вентури. Внешне она кажется сплюснутой посередине, поскольку ее диаметр плавно уменьшается от краев к центру. При работе двигателя через трубку Вентури проходит поток воздуха. За счет неодинакового диаметра трубки наблюдается сужение потока воздуха, что автоматически приводит к увеличению скорости воздушного потока и падению давления в самом узком участке. Таким образом, внутри трубки Вентури в области с наименьшим диаметром отмечается давление, которое численно ниже атмосферного давления. При дальнейшем движении воздуха по трубке с увеличением ее диаметра давление также будет возрастать.
Если мы разместим в центре трубки Вентури еще одну перпендикулярную трубку, заполненную бензином, то этот бензин будет стремиться в область пониженного давления, распыляться и улетать вместе с воздушной смесью по трубке карбюратора.
Это условие является достаточным для работы двигателя. Однако для практической работы такой системы требуется отрегулировать принцип подачи смеси в камеру сгорания (для этого как раз и существует ручка газа). Посередине трубки Вентури устанавливается специальная заслонка (1), призванная регулировать количество атмосферного воздуха, который проходит через сечение. На этой заслонке размещается игла (2), которая дозирует количество бензина, проходящего через маленький канал. Нажатие на газ открывает заслонку, игла поднимается, и в карбюратор поступает равномерное количество горючей смеси.
Для поддержания стабильного уровня бензина в маленькой трубке карбюратор снабжается поплавковой камерой. Это особая полость, где уровень бензина всегда остается постоянным. Как только он начинает опускаться, поплавок следует вниз, открывая клапан, через который поступает новая порция бензина. Лишь только уровень бензина возвращается к установленной норме, поплавок возвращается в исходное положение и автоматически закрывает собой клапан. Нечто подобное вы можете наблюдать в работе бачка своего унитаза.
Также карбюратор любого скутера оснащен системой стабилизации холостого хода (назовем ее ССХХ). Работает она на малых и холостых оборотах, то есть там, где требуется бедный состав топливной смеси. Для холостого хода (ХХ) топливо подается по второму каналу карбюратора.
- Выход смеси в цилиндр
- Винт для регулирования объёма воздуха, проходящего через ССХХ
- Канал, перекрываемый клапаном во время открытия дроссельной заслонки карбюратора
- Жиклер ХХ
Если закрутить винт качества, то объем поступающего в ССХХ воздуха уменьшается, следовательно, смесь становится богаче. И наоборот. Принцип работы здесь формулируется просто: чем больше бензина, тем в итоге меньше воздуха.
Чтобы при высоких оборотах двигателя система ССХХ не оказывала влияния на его работу, существует отдельный клапан (вид показан со стороны дросселя):
1. Пружина
2. Крышка
3. Мембрана со специальным выступом для закрытия клапана
4. Клапан
5. Канал, с помощью которого разряжение передается во впускной клапан
6. Уплотнительное кольцо
Система ССХХ одна из наиболее уязвимых в устройстве любого карбюратора. Это обуславливается тем, что пропускные сечения жиклеров из-за своих маленьких размеров легко подвергаются засорению. Если мембрана системы по отключению XX не сможет осуществлять контролируемую подачу топлива, двигатель просто не станет работать на холостом ходу. Это может произойти, если клапан забьется или потеряет герметичность. Разъем между корпусом карбюратора и крышкой мембраны уплотнен резиновой прокладкой. При нарушении герметичности во впускной коллектор начинает засасываться воздух, что приводит к обеднению смеси и невозможности регулировать работу двигателя на холостом ходу.
Во время запуска двигателю, который изначально холодный, требуется дополнительное обогащение топливной смеси, для чего на карбюратор устанавливается т.н. пусковой обогатитель. По факту он представляет собой уменьшенную копию основного карбюратора и соединяется с ним тремя каналами.
Воздух доходит до дроссельной заслонки, после чего по первому каналу подается эмульсия прямо в выходную трубку карбюратора. Бензин в этот момент времени расходуется из поплавковой камеры. Когда двигатель начинает работу, внутри эмульсионного канала создается разряжение. Из камеры (7) топливо засасывается в двигатель, чем вызывает значительное обогащение смеси — это облегчает получение первой вспышки в двигателе. С того момента, как двигатель запущен, для его прогрева необходима обогащенная смесь. Обогатитель в этот момент выполняет функцию карбюратора. Топливо в него поступает через жиклер (9), там смешивается с воздухом и далее попадает в двигатель. Переменный ток подается от генератора на керамический нагреватель (2), который разогревает привод (3). В этом приводе размещен поршень, который связан со штоком (4). При нагревании привода шток выдвигается на несколько миллиметров и посредством толкателя (5) приводит заслонку в движение. Корпус (1) клапана укрыт теплоизоляционным материалом и спрятан под резиновым чехлом. Через несколько минут работы заслонка закрывается окончательно, после чего обогащение смеси на горячем двигателе зависит уже только от работы системы ССХХ. В случае остановки двигателя нагрев клапана прекращается, привод заслонки остывает. Пружина (10), толкатель штока (5), сам шток (4) и дроссельная заслонка (6) возвращаются в первоначальное положение, тем самым открывая все каналы для нового пуска двигателя. Процесс остывания системы и ее возврат в начальное положение происходят за несколько минут.
Некоторые скутеры Musstang имеют ручной пусковой обогатитель. В таком случае водитель самостоятельно обогащает смесь при запуске двигателя путем поворачивания рычажка.
Отметим, что в старых моделях скутеров нередко применялась конструкция без электрического нагревателя, в которой тепло подается на привод посредством медного теплопроводящего цилиндрика напрямую от цилиндра двигателя.
Золотник поддерживает постоянное разряжение в диффузоре карбюратора вне зависимости от нагрузки на двигатель.
- 1. Золотник с мембраной
- 2. Пружина
- 3. Дозирущая игла
- 4. Упорная вставка
- 5. Крышка золотника
Мембрана разделяет на две части пространство под крышкой золотника. Верхняя часть соединяется специальным каналом с диффузором, а нижняя расположена на входе карбюратора. При работе двигателя в диффузоре систем создается разряжение. Если оно достигает определенной пороговой величины, золотник движется вверх и открывает больший объем для поступающего воздуха. При этом разряжение в диффузоре уменьшается. Дозирующая игла соединяется острым концом с эмульсионной трубкой и частично перекрывает ее. Чем выше положение иглы, тем перекрытие будет меньше, следовательно, бензина пойдет больше и смесь окажется богаче. Путем перемещения стопорного кольца иглы по канавкам можно отрегулировать состав смеси.
При мгновенном открытии дроссельной заслонки внутреннее разрежение снижается настолько, что бензин перестает всасываться, и тогда в работе двигателя происходит сбой. Т.н. ускорительный насос помогает двигателю разгоняться во время этого сбоя в работе карбюратора; он вмонтирован в крышку поплавковой камеры карбюратора.
К пластине, фиксирующей тросик газа, крепится тонкая металлическая пластина с рычагом и пружинкой. В случае мгновенного открытия заслонки этот рычаг давит на пластинку, та воздействует на шток ускорительного насоса, который впрыскивает дополнительную дозу бензина в карбюратор.
Дабы бензин не вытек назад при обратном ходе мембраны, на его пути смонтирован шариковый клапан, который открывается под давлением мембраны. Отверстие, через которое бензин всасывается из поплавковой камеры, по своим размерам на порядок меньше, чем отверстие в заглушке самого шарикового клапана.
Поскольку бензин необходимо впрыскивать только при мгновенном открытии дроссельной заслонки, в данной конструкции возможны всего два варианта. При медленном движении штока давления недостаточно, клапан не открывается, и бензин уходит обратно в поплавковую камеру. При быстром движении большая часть бензина изливается в диффузор карбюратора.
Если привод клапана или сам клапан не работают, мотор при резком нажатии на газ, не получая поддержки, начинает работать нестабильно. В таком случае нужно открутить крышку и простить клапан и подводящие каналы.
- 1. Корпус насоса
- 2. Канальцы для связи с поплавковой камерой
- 3. Кольцо-уплотнитель
- 1. Шток насоса с мембраной
- 2. Пружина
- 3. Крышка
- 4. Уплотнительная гофра
Оптимальный размер диффузора карбюратора
При тюнинге двигателя наиболее актуальным вопросом является выбор размеров диффузора карбюратора. Результат зависит как от объема двигателя, так и от того, крутильный мотор или тяговитый. Объем поршневых скутеров, прошедших тюнинг, варьирует в пределах 65-70 кубических сантиметров, хотя наиболее распространенным является объем в 68 «кубиков».
Карбюратор с большим диффузором (диаметр дыры 19-21 мм) лучше наполняет цилиндр смесью на высоких оборотах, поскольку имеет пониженное сопротивление всасыванию воздуха. Такая конструкция дает выигрыш в максимальной мощности, следовательно, максимальной скорости. Обратной стороной медали является ухудшение работы на средних и малых оборотах, а также необходимость поднимать выше обороты на холостом ходу, чтобы двигатель не заглох.
Карбюратор с меньшим диффузором (диаметр дыры 17,5 мм) будет проигрывать в максимальной мощности, однако лучше подготавливает смесь на средних и низких оборотах, что обеспечивает быструю реакцию на нажатие ручки газа. Меньший диффузор всегда дает большую эластичность и, как следствие, удобство в использовании. Диффузор большего размера помогает максимально раскрыть возможности вашего скутера Horse. Поэтому перед выбором подходящего двигателя вы должны выбрать между практичностью и удобством с одной стороны или динамикой и драйвом с другой.
На практике все эти рассуждения сводятся к следующим советам. Исключительно удачным карбюратором во всех отношениях является модель с размером дыры 17,5 мм. Эту размерность рекомендуется использовать при тюнингах Sport и Racing, но настройки карбюратора для каждого из этих случаев отличаются.
1. Винт качества.
2. Входной штуцер.
3. Пусковой обогатитель.
4. Золотник.
5. Игла, дозирующая впрыск.
6. Ускорительный насос.
7. Поплавковая камера.
8. Дроссель.
9. Винт количества.
1. Поплавок.
2. Запорная игла.
3. Основной жиклер.
4. Жиклер холостого хода.
Владельцы скутеров в тюнингованых поршневых версиях Sport не всегда нуждаются в максимальной динамике, поэтому нередко оставляют родной карбюратор. Здесь только важно помнить о своевременной замене стандартного топливного жиклера на спортивный, отличающийся большим диаметром. В противном случае вы рискуете перегреть поршневую при усиленной нагрузке на двигатель. А вот увеличивать размер диффузора выше «классических» 17,5 мм при тюнинге Sport настоятельно не рекомендуется. Если владелец скутера G-MAX не только решит оснастить карбюратор 19-миллиметровым диффузором, да еще установит спортивный фильтр низкого сопротивления, велик шанс полностью вывести двигатель из строя.
Для любителей тюнинга Racing, наоборот, целесообразно использовать карбюратор с большим диффузором, чтобы добиться от двигателя максимальной мощности. В таком случае получить дополнительную мощность на высоких оборотах можно, пренебрегая эластичностью аппарата. Для тех, кто желает использовать карбюратор с размером дыры 19 мм и выше, существует несколько практических рекомендаций:
1. Чем больше размер дыры (диффузора), тем автоматически возрастает расход топлива.
2. Карбюраторы с диффузорами 19 и 21 мм комплектуются фильтрами низкого сопротивления, которые являются более «капризными» в обслуживании и чаще выходит из строя.
3. Карбюраторы большего размера требуют очень точную настройку, которую не всегда можно осуществить за пределами специализированного сервиса.
4. На территории стран Европы более 2/3 всех скутеров, прошедших тюнинг на основе поршневых Racing, оснащены стандартным карбюратором с размеров диффузора 17,5 мм.
Если после всех этих доводов вы по-прежнему уверены в своем выборе, ставьте диффузор от 19 мм и наслаждайтесь динамикой вашего скутера.
Настройка карбюратора
В зависимости от положения дроссельной заслонки разные факторы оказывают влияние на работу карбюратора вашего скутера. Если провести грамотную настройку карбюратора, то в дальнейшем вы будете наслаждаться комфортной ездой, поскольку карбюратор будет работать добротно при любом положении заслонки.
Если дроссельная заслонка полностью открыта, работа карбюратора подвержена влиянию только со стороны основного топливного жиклера (сопротивления фильтра и размер диффузора можно считать незначительными и не учитывать). Чем размер топливного жиклера больше, тем смесь богаче, и наоборот. Таким образом, если вы решили самостоятельно настроить карбюратор, изначально установите жиклер заведомо большего размера, чтобы не перегреть поршневую. При дальнейшей эксплуатации постепенно уменьшайте размер жиклера, пока не остановитесь на максимально эффективном варианте.
Если открыть дроссельную заслонку в диапазоне 1/4 — 3/4, то работа карбюратора будет зависеть от формы иглы и ее положения (выше или ниже). Для обогащения смеси иглу поднимают, при ее опускании топливная смесь обедняется.
Если открыть заслонку менее чем 1/4, то влияние также оказывает выбранный жиклер холостого хода. При положении заслонки, близком к нулевому, влияние будут оказывать не только винты количества и качества, но также количество топливной смеси на холостом ходу.
В любом отдельно взятом режиме настроить карбюратор правильно и точно довольно легко. Однако настройки каждого из режимов влияют друг на друга, поэтому обеспечить эффективную работу карбюратора во всех режимах сразу оказывается весьма проблематичным. Сделать это в домашних условиях можно только при наличии достаточного опыта, да и то лучше «экспериментировать» лишь с диффузорами 17,5 и 19 мм. Если карбюратор вашего скутера Viper комплектуется диффузором более 19 мм, для его грамотной настройки лучше обратиться в специализированный сервис.
Не стоит забывать, что на карбюратор скутера могут влиять и внешние факторы, к которым можно отнести температуру и давление атмосферного воздуха, качество используемого топлива и т.д. В зависимости от сезона года настройки карбюратора могут «съезжать», что негативно отражается на его работе. Чем больше размер диффузора карбюратора, тем больше он подвержен влиянию этих внешних факторов, поскольку требует изначально более филигранной настройки.
Непосредственная настройка карбюратора
Игла может перемещаться относительно воздушной заслонки карбюратора в достаточно узком диапазоне. Само перемещение осуществляется за счет пазов, в которые вставлено стопорное колечко. Если мы поставим стопорное колечко в паз посредине, болт регулировки качества смеси следует завинтить до упора и отвинтить назад на 1 1/4 — 1 1/2 оборота, после чего заводим двигатель. В зависимости от того, высокие ли холостые обороты или низкие, приводим их к норме с помощью регулировки винта холостых оборотов.
Регулируя тот же винт, получаем еще раз максимально холостые обороты и завинчиваем на 1/4 — 1/2 оборота. Затем пробуем проехать. Если во время разгона с места случаются провалы, закручиваем винт еще на 1/4 оборота. Не забывайте, что после каждой новой регулировки винтом качества нужно подогнать холостые обороты другим винтом,
предназначенным для холостых оборотов.
Если налицо перерасход топлива, необходимо опустить иглу золотника в карбюраторе на одно деление, после чего произвести новую регулировку по схеме, описанной выше. Если же скутеру, наоборот, не хватает топлива, иглу следует поднять на одно деление вверх и опять же повторить регулировку.
Правильность регулировки карбюратора косвенно можно определить, обратив внимание на цвет изолятора свечи. Когда он коричневый, качество топлива можно считать нормальным.
Помните, что общий принцип работы у карбюраторов одинаков, поэтому данное руководство можно применять для всех моделей скутеров.